Написано: 14.2.2013 - Комментариев ( 1 ) [ Комментарий ]
Категория: История

 На Юго-востоке Европы в составе Украины на площади 27 тыс. км2 раскинулся прекраснейший оазис – полуостров Крым. С материком он соединен Перекопским перешейком, а со стороны океана омывается водами Черного и Азовского морей.                             Полуостров как бы разделен – северная часть, так называемый Степной Крым – тянется равнинами, а южная часть занята Крымскими горами, вдоль южного подножия которых распростерлась полоса Южного берега Крыма. Здесь, на Южном берегу преобладает  мягкий субтропический климат, аналогичен климату берегов испанского курорта Коста-Бравы, что дает Крыму огромное преимущество в развитии курортного бизнеса.                                                                                                                                                                       Тут же, на Южном берегу расположены главные приморские курорты Крыма, которые с удовольствием посещают миллионы любителей отдыха и туризма. Территория Крымского полуострова потопает в зелени

и красоте Ялтинского, Карадагского и других заповедников,  всеми известного и любимого Никитского ботанического сада, манит туристов зеленый Мыс Мартьян и  соленый, но лечебный Сиваш. 

Написано: 14.2.2013 - Комментариев ( 1 ) [ Комментарий ]
Категория: История

 Автономная Республика Крым, входящая в состав Украины, расположена на одноименном Крымском полуострове таит в себе древние истории своего нелегкого пути развития.

В древние времена, еще до нашей эры в Крыму обитали племена киммерийцев, тавров и скифов. Чуть позже к ним присоединились, обосновав на побережье колонии, древние греки. В 5 веке до нашей эры в районе Керченского полуострова возникло Боспорское, а в 3-м веке в степной части – Скифское государство. За свою историю Крым был в плену у Рыма, объектом экспансии Византии, входил в состав Тмутараканского княжества Древнерусского государства.  За такую историю развития Крым был населен потомками скифов и тавров, сарматов и хазар, печенегов и греков, а также славян.

Особое развитие Крыма состоялось после монголо-татарского вторжения, когда в Крыму образовался так называемый Крымский улус Золотой Орды. В 13-15 столетиях в Крыму существовали укрепленные торговые центры генуэзских купцов, развозящих товар по всему миру. Но после распада Золотой  Орды в 1443 году возникло Крымское ханство.

Написано: 29.10.2012 - Комментариев ( 0 ) [ Комментарий ]
Категория: История

 

 

У туристов есть поговорка: город смотрят ногами. Поэтому, приехав в Евпаторию, не спешите пользоваться трамваем или автобусом. Пройдитесь пешком, и вы будете заворожены лабиринтом узких улочек в старой части города. Прогуливаясь по ним, Вы можете оказаться перед величественной мечетью Джума-Джами, перед затейливо-прихотливым зданием кенасы. Ближе к морю вас встретят здания бывших миллионеров, запечатлевшие их архитектурные фантазии. А далее путь пройдет по набережной, там, где в пышной зелени парков привольно раскинулись дворцы здоровья - санатории, дома отдыха и пансионаты.

П ричудлив и разностилен архитектурный облик Евпатории. На нем печать разных эпох, здесь соединились в своеобразный ансамбль памятники разных народов. В городе выделяются три ярко выраженных стиля застройки: современные здания, дореволюционные дачные постройки и так называемая старая часть города с узкими и кривыми улочками. Каждая из трех частей города существует как бы обособленно, все это самостоятельные исторические комплексы. Кажется, будто ты побывал в трех разных городах, отделенных друг от друга несколькими десятками метров: средневековом, дореволюционном и современном. И в каждом из них есть свои примечательные архитектурные сооружения.

wall.jpg (18431 bytes) Л егко проследить границу старого города, по которой некогда тянулась мощная оборонительная стена, окруженная глубоким рвом. Если вы пойдете по улице Революции, затем свернете на улицу Караева, далее - на улицу Интернациональную, не доходя до рынка выйдете на улицу Дмитрия Ульянова, Пионерскую и вновь повернете на улицу Революции, то обогнете границу старого города, имевшего форму пятиугольника.

В старой части города сохранилось не много памятников архитектуры, но каждый из них уникален. Центральное место занимает мечеть Джума-Джами , расположенная на улице Революции. Это единственная многокупольная мечеть, сохранившаяся на территории бывшего СССР.

З дание отличается смелостью архитектурного решения, оригинальностью планировки, лаконичностью и пропорциональностью форм. В свое время о создании мечети ходили легенды. djuma-djam.jpg (14419 bytes)Согласно одной из них, мастер по имени Сеид-Балли эфенди за одну ночь построил мечеть. Будто бы начал он работать вечером, а к утру закончил свой грандиозный труд. Другие предания приписывают авторство Джума-Джами придворному художнику и шуту хана Менгли-Гирея некоему Мен-Арслану Однако подлинным ее создателем является всемирно известный турецкий зодчий Ходжа Синан. Им были построены сооружения, пользующиеся мировой славой: мечети Шах-Заде и Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне. Ходжа Синан прожил долгую жизнь - около ста лет. Грек по происхождению, он получил первоначально военное образование, затем вступил в корпус янычар, где учили не только военному, но и фортификационному искусству. Во время военных походов Синан проявил себя незаурядным строителем и султан назначил его старшим архитектором. С этого времени начинается активная деятельность выдающегося зодчего. Как и многие представители эпохи Возрождения, Ходжа Синан был разносторонне образованным человеком - архитектором, военным инженером, астрономом. Всего им построено различных городах Турции и за ее пределами около 330 построек, в том числе 131 мечеть (81 соборная и 50 малых), 55 медресе, 19 мавзолеев, 17 караван-сараев, 14 минаретов, 31 дворец.

Е впаторийская мечеть Джума-Джами числится в списке сооружений Ходжи Синана под номером 77. По словам очевидцев, она была самой большой и красивой в городе и одной и лучших в Крыму.
Мечеть предназначалась для важного и торжественного жизни Крымского ханства события. Крымские ханы, получавшие в Стамбуле права на ханство (фирман), прибывали сначал в Гёзлёв, где фирман обнародовался. Церемония эта происходила в мечети Джума-Джами. Лишь после оглашения фирмана хан следовал в свою резиденцию в Бахчисарай. После обнародования фирмана хан расписывался в специальном акте, который хранился в мечети. А. Демидов, путешествовавший по Крыму в 1837 г., оставил свидетельство о существовании такого акта, подписанного 18 ханами. Первой стояла подпись Девлет-Гирея, поэтому его принято считать основателем мечети.
Вопрос о времени строительства до сих пор остается спорным. Согласно последним данным, мечеть строилась длительное время, вероятнее всего в 1552-1564 гг. Джума-Джами означает в переводе "пятничная мечеть". Пятница у мусульман - праздничный день: в этот день по преданию родился пророк Мохаммед.

Х рам представляет собой сооружение, в плане приближающееся к квадрату. Центральная часть его перекрыта мощным сферическим куполом диаметром 11,5 метра. С западной и восточной сторон к основному объему пристроены двухэтажные галереи, увенчанные малыми куполами, по три с каждой стороны. В северной части к основному зданию примыкает притвор с пятью куполами. Композиция мечети построена на постепенном нарастании архитектурных объемов кверху, где на высоте 20 метров покоится главный купол. Всей своей массой он опирается на сферические паруса и подпружные арки.

В квадратном помещении главного здания происходило богослужение. Южную его стену украшает открытый алтарь (михраб), свод которого выполнен из резного сталактита. Справа от михраба расположена высокая кафедра - мамбер, где во время службы находился мулла. Свет, проникая че-рез 16 окон, прорезанных в основании купола, заполняет помещение мечети. От этого купол кажется легким, как бы невесомо парящим. С запада и востока к мечети примыкают два 35-метровых минарета, которые придают всему ансамблю строгость и торжественность.

О бразцом для Джума-Джами послужила знаменитая Айя-София в Константинополе. Сочетая архитектурные приемы Византии с формами мусульманского Востока, Ходжа Синан создал замечательное по своей простоте и пропорциям сооружение. После реставрации начала 80-х годов XXв. творение Синана предстало в своем первозданном виде, радуя взоры многочисленных посетителей.

В юго-восточной части старого города находится еще один интересный памятник средневековой архитектуры - текие дервишей tekie.jpg (14298 bytes), иначе говоря - мусульманский монастырь . Как и действующая турецкая баня, памятник этот в Крыму единственный.
Текие дервишей - центрально-купольное сооружение, в плане представляет квадрат, вокруг которого располагались многочисленные комнаты-кельи. Квадратное центральное помещение путем среза углов переходит в восьмигранник, он завершается куполом с шатровой крышей. Интерьер здания текие поражает широтой пространства, блестяще перекрытого куполом (диаметр его, однако, всего 9,5 метра). Распор купола с помощью сферических парусов и подпружных арок передается на мощные (толщиной более метра) стены.

К ельи дервишей лепятся вокруг здания одна подле другой. Они представляют собой небольшие, невысокие помещения, перекрытые плоскими сводами, каждое с небольшим щелевидным окном. Войти в келью можно было лишь из центрального помещения. В простой и оригинальной композиции и внутренней планировке текие сказалось большое мастерство архитектора. К сожалению, нет никаких письменных сведений ни об истории монастыря, ни о его авторе, ни о дате постройки. Исходя из общего архитектурного решения и конструктивной схемы, мы вправе отнести это сооружение к XV - началу XVI в.

В северной части старого города, на улице Караимской, особое внимание привлекает дом 68. За большими железными воротами с ажурной решеткой открывается необычный двор с двумя зданиями в глубине его. На чугунной доске у ворот значится, что это памятник архитектуры - караимские кенасы . Перед нами молельни караимов - немногочисленной народности, проживающей главным образом в Украине, Литве и Польше.
После присоединения Крыма к России Евпатория становится местопребыванием гахама - духовного главы караимов. Здесь же в 1807 г. построен их Соборный кафедральный храм для службы в торжественные и праздничные дни, а в 1815 г.- храм для службы в будние дни. Спроектированы и построены кенасы архитекторами братьями Бабовичами.

С оборный храм и его дворики - поистине замечательный архитектурно-художественный памятник караимского искусства. Отметим попутно, что эта кафедральная кенаса единственная из сохранившихся. Особое своеобразие этого архитектурного комплекса заключается прежде всего, в удачной планировке, искусном расположении храмов и трех двориков, каждый из которых является продолжением другого.

П ервый начинается от входных ворот и продолжается до квадратной площадки, обрамленной трехарочными аркадами на каменных колоннах. Он носит название "дворик-коридор" и ведет к зданиям кенас. Слева от входных ворот в этом дворике находится мраморный фонтан для омовения рук перед молитвой. Этот дворик, вымощенный каменными плитами и обнесенный с двух сторон аркадой, покрыт высоким трельяжем и обсажен с левой стороны виноградными лозами. В арочные ниши этого и еще одного, третьего по счету, дворика (о нем речь впереди) со второй четверти и до конца XIX в. вмонтировались белые мраморные плиты. В первом дворике 23 таких плиты, в третьем 18; высеченные на них надписи сообщают имена караимов, сделавших пожертвования на строительство кенасы и других сооружений, на открытие школ, помощь нуждающимся или оказавших какую-либо другую услугу караимской общине. К примеру, одна из плит (первая слева от входа) поставлена в память Вениамина Бабакаевича Тонгура, умершего в 1894 г. Завещанные им 43 тысячи рублей пошли на создание сельскохозяйственной школы в селении Кара-Тобе, близ Евпатории, для бесплатного обучения детей всех национальностей.

М ы во втором дворике, расположенном между зданиями кенас. Вместо мраморных плит с надписями здесь с двух сторон проходит открытая аркада, а далее колоннада портика Соборной кенасы.  И вот перед нами два здания. Слева - большая кафедральная, справа - малая кенаса. На их наружных стенах между окнами вмонтированы с каждой стороны пять мраморных плит, на которых высечены стихи религиозного содержания.

З а зданием малой кенасы открывается третий дворик, представляющий собой неправильной формы четырехугольник. С трех сторон он отделан аркадой, в арки которой вмонтированы мраморные плиты. Две из них с горельефами двуглавых орлов обращают особое внимание. Первая поставлена в 1842 г. в ознаменование присоединения Крыма к России (1783), указа Екатерины II  о гражданских правах караимов (1795). Вторая плита увековечивает память умершего в 1855 г. Симы Соломоновича Бабовича, ученого и общественного деятеля, известного больше под именем Хаджиага. Он был первым гахамом после присоединения Крыма к России.

Д ворик, в котором мы находимся, носил название "дворика ожидания". В нем, сидя на скамьях под сенью виноградных лоз, караимы ожидали начала молитвы и решали общинные вопросы. К дворику примыкает небольшой садик, севернее кафедральной кенасы. В центре садика - шестигранная беседка с шатровым перекрытием, вымощенная каменными плитами. Она живо напоминает тюркскую юрту. Этой беседкой караимы отдавали дань памяти далекой истории своего народа - времен хазар-кочевников.

С обственно храм - это небольшое по размерам, несложное по конструкции прямоугольное в плане здание, перекрытое четырехскатной черепичной крышей. Окна расположены в два этажа (ранее были забраны железными узорчатыми решетками). Здание сложено из белого инкерманского камня.
Во времена Крымского ханства кенаса находилась под землей на этом же месте. Затем караимский храм был неподалеку от мечети Джума-Джами, но с возведением новой кенасы караимы его разобрали.

П еред входом в большую кенасу мы останавливаемся, перед портиком, который называется "азара". Четырнадцать беломраморных колонн обрамляют северную и часть восточной стороны храма. Первоначально портик был открытым. Вход в него имеется с восточной и северной стороны храма (из садика). Особого внимания заслуживает потолок. Он был разделен на шесть равных прямоугольников и отделан великолепной раскрашенной резьбой по дубу. Согласно преданию, эту резьбу выполнял известный мастер Камбурчук-Беньямин-ака.

И так, мы входим в храм. В он представляет собой большой зал, разделенный на три части. Подобно мусульманским мечетям, на южной стене находился алтарь (гехал), где в специальной нише хранились свитки Торы (Пятикнижие Моисея), написанные на рулонах бумаги, а древние - на пергаменте. Эта ниша закрывалась парахетом - богато вышитой занавесью. Перед нишей - помост со ступенями и балюстрадой. В центре его, против ниши, возвышался аналой (духан) с семисвечником. Внизу, по бокам алтаря, стояли еще два аналоя, а подле них кресла для газанов (священников), которые не правят службы.

Ц ентральная, самая большая часть зала (шулхан), была предназначена для нестарых мужчин, а примерно треть (мошав зекеним) - для стариков, где стояли скамьи. От центральной эта часть зала отделялась аркадой на тонких деревянных колоннах, которые в свою очередь поддерживали двухъярусный балкон. На балконе, зарешеченном густой деревянной решеткой, находились женщины - им полагалось молиться отдельно. В наше время усилиями городской общины караимов облику кенасы возвращается первозданный вид.

Д о конца 30-х годов XIX в. Евпатория оставалась фактически в границах средневекового Гёзлёва и во многом еще на него походила. Исключение составляла лишь набережная (близ мечети Джума-Джами) - Лазаревская улица (ныне Революции), street.jpg (15959 bytes)которая начиная с 40-х годов застраивается двухэтажными зданиями на европейский лад. Она-то и стала центральной улицей города. На ней находилась большая часть общественных зданий: учреждения, магазины, гостиницы. С тех пор многое изменилось, бесследно исчезли почти все постройки того времени. Пожалуй, единственным зданием, дающим представление об облике этой улицы в середине XIX в., является кафе "Крым". В дореволюционное время здесь находилась гостиница "Санкт-Петербург", а после революции - гостиница "Ленинградская".

В архитектурном отношении здание представляет собой яркий образец русского классического стиля. Особого упоминания заслуживает портик с четырьмя ионическими колоннами, отличающийся удачными пропорциями и мастерством исполнения. Фасад имеет небольшую протяженность, что делает здание компактным и пропорциональным. Архитектура гостиницы, прежде всего великолепный портик, заставляет предполагать, что перед нами постройка середины XIX в.

И з храмов дореволюционного периода сохранился собор св. Николая , расположенный на улице Революции, неподалеку от мечети Джума-Джами. Это одно из значительных сооружений church.jpg (26205 bytes)дореволюционной Евпатории.

О громный купол собора, подобно куполу мечети, прорезан в основании оконными проемами. Боковые куполки, примыкающие к основному зданию, служат своеобразными контрфорсами, погашая распор главного купола. Не нарушает, скорее даже подчеркивает общий композиционный строй квадратная колокольня. Сооружение отличается смелостью конструктивного решения. Основным материалом при строительстве послужил плотный известняк, из которого построены многие общественные здания города.

С обор был построен в 1898 г. в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких захватчиков в годы Крымской войны. Благодаря своему величественному виду он и сейчас остается важным элементом городского силуэта старой части Евпатории. В его объемно-пространственной композиции был использован сложившийся в тогдашней России своеобразный тип византийских церквей с подчеркнутым центральным куполом.

З астой в строительстве города в XIX в. был вызван несколькими причинами. Во-первых, Евпатория оставалась в стороне от той широкой дороги, что вела в Крым с севера. Во-вторых, была втянута в Крымскую войну, после которой долго не могла оправиться.
В отличие от старой части города строительство нового дачного поселка находилось под определенным контролем городской думы и главного архитектора Евпатории. Благодаря этому район имеет четкую планировку: прямые строения, параллельные и перпендикулярные друг к другу улицы.
Строительство дач началось примерно с 1894 г. В плане архитектурном они представляли собой два типа построек - дачи-кабинки и дачи-особняки. Наиболее характерны для курорта того времени дачи-кабинки: по сторонам прямоугольной площади тянулся длинный ряд кабинок, обычно не отличающихся ни оригинальностью форм, ни планировкой. Особняки выделялись более разнообразной, порой весьма прихотливой архитектурой. В большинстве случаев преобладал восточный, так называемый мавританский стиль, множество особняков было построено в стиле "модерн" и несколько - в античном. Как правило, дачи-особняки утопали в зелени садов, разбитых весьма искусно - с многочисленными аллеями, клумбами, фонтанами.

Г лавным ритмическим элементом местной застройки, характеризующим дачный пейзаж в Евпатории, была вышка. dulber.jpg (16422 bytes)Эта архитектурная деталь венчала едва ли не все особняки. С вышки открывался чудесный вид на море, даже если дача находилась вдали от него. Однако общий вид дачного района был довольно пестрый. В нем не ощущалось ни единого замысла, ни гармонии. В 1916 г., описывая эту часть Евпатории, преподаватель местной гимназии В. Штифтар отмечал: "Большинство дач, за небольшим исключением, прежде всего доходные статьи их владельцев... У строителей и собственников не чувствуется любви к архитектурному пейзажу и природе".

О дно из достопримечательных сооружений дореволюционной Евпатории - театр имени Пушкина. Строительство его было вызвано тем, что старое помещение для театральных зрелищ, находившееся в городском сквере (ныне сад имени Караева), в 1898 г. сгорело. Однако вопрос о постройке театра долго решался в думе. Наконец в марте 1899 г. дума выделила 80 000 рублей на финансирование строительства. Когда стало ясно, что ассигнованных денег недостаточно, решено было собрать необходимые средства путем пожертвований. Несколько лет ушло на сбор денег и многочисленные споры при выборе места для театра. Но вот место - в то время это был пустырь - найдено. Городская дума утвердила проект будущего театра, составленный главным архитектором Евпатории А. Л. Генрихом и архитектором П. Я. Сеферовым. В 1908 г. строительство началось. Длилось оно два года. Открытие нового здания театра состоялось 20 апреля 1910 г.

Т еатр - довольно внушительное сооружение в стиле "модерн". Два основных его объема - зрительный зал и сценическая площадка - различны по высоте: сильно возвышающийся объем сценической площадки с двухскатным перекрытием явно доминирует. К главному фасаду здания примыкает портик с мощными, квадратными в плане, столбами-колоннами. Вверху портик за-канчивается видовой площадкой с парапетом. Боковые части главного фасада на уровне второго этажа завершаются террасами.

С трогость архитектурных объемов, четкий рисунок каркаса здания, большие оконные проемы главного фасада, симметричность композиции, фактурные контрасты, создаваемые различным рисунком штукатурки,- все это придает зданию своеобразие и выразительность. Однако утяжеленность форм, излишняя вычурность снижают его изящество.
На наш взгляд, более удачен интерьер. Трехъярусный зал, несмотря на сравнительно небольшую площадь, вмещает более 800 человек. Заслуга архитекторов прежде всего в том, что здание имеет отличную акустику, которую отмечали многочисленные исполнители, выступавшие со сцены театра. Великолепно исполнена лепная отделка интерьера (автор художник Жуков).
Благодаря своему величественному объему здание театра занимает главенствующее положение в этой части города. Площадь возле него получила название Театральной.

В еликолепным сооружением на площади является здание городской библиотеки имени Пушкина , построенное в 1912 - 1914 гг. архитектором П. Я. Сеферовым.
Стилистически это один из вариантов парковой архитектуры. Круглое в плане, здание выполнено в виде ротонды. Внутри - великолепно исполненный купол. Полукруглые окна в верхней подкупольной части и прямоугольные в нижней наполняют здание ровным рассеянным светом. С восточной стороны к ротонде примыкает прямоугольное помещение для хранения книг, а с запада расположен главный вход, который оформлен полуциркульной арочной нишей, заполненной двумя пилястрами, а в верхней части - декоративными вставками (подобный прием решения фасадов был характерен для творчества крупного архитектора, представителя русского классицизма Д. И. Жилярди).

З дание библиотеки окружено зеленью деревьев и кустарников, создающих тот фон, который еще более подчеркивает стройность архитектурных форм. Оригинальный архитектурный облик имеет улица Дувановская, начинающаяся от Театральной площади. Возникшая до революции, эта улица состоит в основном из особняков, построенных некогда обладателями значительных состояний.

В перечне наиболее интересных построек нельзя не назвать здание здание городского краеведческого музея краеведческого музея , главный фасад которого имеет необычную архитектуру. Прямая гладь стены нарушается двумя выступающими дверными проемами. Один из них - с полуциркульным верхом - оформлен многолопастной аркой, опирающейся на две тонкие колонны со своеобразными капителями. Выступающий объем главного входа завершается четырехскатным перекрытием, с большим выносом на консолях. Отделка второго входа напоминает михрабную (алтарную) нишу в мечетях, увенчанную куполом. Оконные проемы, как и дверные, выходящие на балкон, имеют подковообразную форму, а плоскость крыши оформлена ступенчатыми зубцами.

В се эти своеобразные декоративные элементы - сплетение многолопастных арок, подковообразные окна, резной орнамент и ступенчатые зубцы - являются характерными чертами мавританского стиля.

Мы познакомили Вас с главными архитектурными достопримечательностями нашей Евпатории, радующими глаз нам, аборигенам, и вам, отдыхающим. Надеемся, когда и Вы будете у нас в гостях, то обязательно найдёте минутку, чтобы самим их увидеть, и знакомство с ними обязательно доставит Вам много приятных минут...

 

 


 
Написано: 29.10.2012 - Комментариев ( 0 ) [ Комментарий ]
Категория: История

 

  " Тёмная эпоха "
" Т ы помнишь как все начиналось"? Нет, не помню, да и никто не помнит... Просто было это очень давно, а рассказать про все это некому. Разве только умный человек с лопатой и щеточкой (Homo Archeologus) найдет чего-нибудь, обрадуется и по найденному расскажет, кто, что да когда. Короче, древнейшая история Северо-западного Крыма и Евпатории вместе с ним.

 

  Греческая колонизация .
" Я вспоминаю... Ясно вижу, вот идут галеры с белыми парусами, заходят в защищенную от штормовых ветров гавань, и погостив денек-другой в уютном городе возвращаются в свое эллинское
отечество с хлебом и рыбой, вином и солью. Еще вижу я, как проносятся мимо орды скифов, выпуская тучи стрел и лезут на стены, и штурмуют город, жаждя легкой наживы. Некогда цветущий город горит и рушится. Вот надменный римский центурион спешно проходит улицами вновь отстроенного города. Время дорого, не ровен час из степи вновь придут кочевники - до боя недолго..."
"Видения о древней Керкинитиде." Автор неизвестен.

 

  Средневековая Евпатория .
С покойна, размеренна и дремотна жизнь восточного города... Тишина и покой его нарушает лишь пением муэдзина, сзывающего правоверных на молитву, да криками торговцев, расхваливающих новопривезенный ясырь. Никто и ничто не оскорбляет его покой, слава Аллаху. И так из года в год...
Мустафа Аю-эфенди "Из неопубликованного"

 

  " Евпатория "
" П овелением Ея императорского величества государыни Екатерины Алексеевны, велено град, именуемый привычно Гезлевым, наречь новым, доселе неслыханным именем "Евпатория", памятуя о царе понтийском Митридате Евпаторе, коий в древние времена в сих землях воинскую славу себе снискал и мудростию великой был прославлен. По сему случаю в городе и уезде, к нему прикрепленном, объявляю праздник и гуляние народное до конца недели..." Наливай, Василич!
Из черновиков указа Таврического генерал-губернатора, светлейшего князя Потемкина-Таврического.

 

  rdot.gif (140 bytes) Здравница .
" Р аз-два! Три-четыре! Три-четыре! Раз-два! Кто шагает дружно в ряд? Пионерский наш отряд!
- Сидоров, ты почему опять отбился от отряда? Сколько тебе можно объяснять что ты можешь потеряться. Ты же пионер, ты же уже должен понимать, что такое сознательность и дисциплина. Так,
сегодня в море те опять не купаешься. Вот приедешь обратно в Норильск, тебе будет очень стыдно - все купались в Черном море, а ты нет..."
Из разговора на городской набережной, подслушанного не помню сколько лет назад.

 

 


 
Написано: 8.11.2011 - Комментариев ( 1 ) [ Комментарий ]
Категория: История

 М енее чем через месяц после окончания Гражданской войны, в декабре 1920 г. Крым посетил нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко, на месте изучивший положение дел в курортной сфере и ставший автором подписанного 21 декабря того же года В.И. Лениным декрета Совнаркома "Об использовании Крыма для лечения трудящихся". Возглавлять Центральное управление курортами Крыма был назначен Д.И.Ульянов. Во исполнение Декрета распоряжением Крымревкома от ноября 1921 г. было положено начало Евпаторийско-Сакскому курорту. Тогда же вступают в строй санатории "Таласса", "Приморский", принимает первых больных Мойнакская грязелечебница. В следующем году к ним прибавляется санаторий "Гелиос". Рост количества мест для отдыхающих шёл все предвоенные годы: с 1400 в 1921 г. до 7020 в 1940. Тогда же примерно половина всех городских здравниц (17 из 36) ориентировались на оздоровление детей. Постановлением Совнаркома РСФСР от 20 января 1936 г. Евпатория была утверждена местом строительства нового детского курорта. При управлении курорта был создан Учёный совет, в который входили известные учёные профессора Трегубов, Шенк, Соркин, академик Чумаков и другие.
Г ород был полностью ориентирован на обслуживание курорта, благоустроен; его население выросло с 17 тыс. до 47 тыс. чел. в 1941 г. Всего за 20 лет Евпатория превратилась из провинциального городка во всесоюзную здравницу.

М ирное развитие курорта было прервано Великой Отечественной войной. Вскоре война докатилась и до Евпатории - 31 октября 1941 г. город был захвачен гитлеровцами С Евпаторией связан один из эпизодов второй Обороны Севастополя (1941-1942 гг.). 5 января 1942 г. для облегчения участи обороняющегося Севастополя в окрестностях города был высажен десант под командованием капитана 2 ранга Н.В. Буслаева. Внезапным ударом десантники очистили от гитлеровцев старый город. Однако из-за разыгравшегося шторма к ним не смогли подойти подкрепления и десант, несмотря на героической сопротивление, был разгромлен. Оккупация продолжалась более трёх лет, пока в ходе Крымской операции 13 апреля 1944 г. войска 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта не освободили город.

С этого момента началось восстановление городского хозяйства, лежавшего в руинах, которое в общих чертах завершилось к 1950 г. Был восстановлен город и порт, наращивались мощности здравниц, в которых к 1951 г. в течение года отдыхало свыше 40 тыс. чел. В последовавшие десятилетия был взят курс на дальнейшее развитие Евпатории как детского курорта, о чём неоднократно принимались постановления Советов Министров РСФСР, а с 1954 г. - УССР. Уже к 1973 г. в городе насчитывалось 63 курортных учреждения, способных принять ок. 30 тыс. чел., и обслужить до 600-700 тыс. отдыхающих без путёвок. К концу 80-х количество здравниц выросло до 85, из них около 65 предназначались для отдыха и лечения детей. В курортной сфере было занято более 30 тыс. чел. - до трети населения города.

Ч то сейчас? Город живет своей насыщенной жизнью. Каждый год готовится встречать отдыхающих. Огромный курортный комплекс города каждый год принимает не менее полумиллиона человек. Так что все осталось как и прежде, даже лучше. Город трудится и ждет гостей. Приезжайте и Вы к нам!